Культура речи и речевые ошибки.
Культура речи — это сложное понятие. В основе его лежит существующее в сознании человека представление о некоем образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильность речи оценивается с точки её соответствия современным языковым нормам. Хорошая речь предполагает отсутствие речевых ошибок.
Можно выделить ошибки: словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
Выделенные слова – ОШИБКА!
- Кричать — кричание, орёл — орлиха, ковёр — ковёрчик, приятный — приятность, студент — студентский, лимон — лимоновый, вышивать — вышевной, гитара — гитарить, остроумный – остроумничат, стрелять — исстрелять, грести — погрести, сукой – несухой, пропускать — пропускаться, стирать — стираться, убирать – убираться, спина — наспинник, палец — беспальцевый, талант — бесталантливый, голый — оголеть, лаять — подлаивать, лысый – облысить, фен – фениться, дружить – раздружиться, трухлявый – струхлявиться, кудряшка – кудряха, небрежно – брежно, лёд трескает.
- Его сейчас исключили из тренеров, но потом обещали опять включить.
- Я вшила молнию в брюки, а она опять вышивается.
- Опустить письмо — отпустить письмо;
- Близорукий – близозоркий;
- Детские ошибки: нагинаться откудова, пужать, взади, заместо, здеся, сдумать, отымать.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ
- В январе белка вытащила боровика из дупла.
- Я люблю играть в солдатиков.
- Возьми мои куклы.
- Они запрягали в сани два медведя.
- Яблочная повидла, новая покрывала, новая рояль, больной мозоль, одна валенка, польта, авторитетная жюри, хитрым лисой, опытная преподавательница, командирка, математичка).
- разные мыло, много скотин, все посуды, разные музыки, одна санка, качелъ сломалась, выкрасили белилом, помогаю готовить обеды.
- рядом с лысым дядьком, покрытый скатертей, на глазе был ячмень, простоя в угле, шелестят на ветре, грелись на песку, у них есть паспорты.
- шляпка гриба была полная воды; в детстве мальчик был полон, потому что не занимался физкультурой; жёлтые сапоги ещё рванее.
- Старушке понравились свои соседи. Дедушка стал слушать рапорт его внука; все обрадовались егоному приезду; на ихней стоянке горел костёр.
- дремай, шептает, каплет, пристовает, соскребить, соскребсти, ошибилась, исчезнул, хотит идти, закончь скорей, вытащь газеты, разделивать, сламывать, дотрогиваться до книги, смесила тесто, что-то гуднуло в трубке, листнула страничку, разложать книгу, поженился на ней, не надо было обещивать, очучаться в этой комнате.
- На другой день приходит сосед и рассказал всё моему отцу.
- вытеревшая всю посуду, вытеренную посуду, цветущихся астр, вяжимой бабушкой носок, толкнутый человек, запоминаемая сцена, лопнутый стакан).
- расширяя ноздри, давши котёнку молока, спя, он вздрагивал.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ
- Если на неё приглядеться, она не такая уж молодая. У Мартина нос чем — то грязный. Мы на антракте бегали в буфет. У Ларисы велосипед в балконе стоит. Люблю ехать из дачи.
- Молодёжь собрались в парке. Группа детей засмеялись. В шкафу стоят много книг. Я с отцом ехали в город.
- Девочка любит чистоту, декоративную посуду и читать книги. Я не люблю войну, дым, разруху и когда я получаю двойку. Он увидел молодую девушку — грузинку, пришедшую за водой и которая поразила его своей красотой.
- Спортсмены спешат к реке, приехавшие в лагерь. Разожжённое лицо морозом горело. Плющ, который вьющийся по стене, украшает комнату.
- Увидев варенье, у Димы потекли слюни. Наловив рыбу, у нас кончились червяки.
- Я набрала букет разноцветной окраски листьев и понесла его домой.)
- На потолке у бабушки старинная люстра, и поэтому вечером в комнате мрачно. Искали его три дня, но всё напрасно, но потом нашли в степи без чувств.
- Хозяйка этой комнаты не очень аккуратная, потому что школьная форма девочки лежит не очень хорошо. Тёплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы. Белка — зверь, которая живёт на дереве. Отец спросил, что где же мой дневник.
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
- Я занавесила лампу газетой. Снег был очень лыжный. Это солнечный снег.
- сильная очередь; бурный листопад; сильно подружился; быстро кинулись, я бегом бежал в лес, солдат выстроили в строй.
- В этой алгебре я ни гу-гу. Он умеет брать быков за рога. Терпеть не могу сидеть, сложив руки. Пора взяться за свой ум. Я чуть не лопнул со страху. Я хохотала, как резаная.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО.
ВАС СЛЫШАТ ДЕТИ И БЕРУТ С ВАС ПРИМЕР.
Логопед: Жаткина О.Г.