Обучение детей образованию относительных прилагательных.
В старшем дошкольном возрасте ребенок обладает значительным словарным запасом, овладевает различными способами словообразования и словоизменения. Однако некоторые грамматические категории требуют особого внимания со стороны педагогов и родителей. Часто дети испытывают трудности в образовании относительных прилагательных. Это может быть связано с недостаточным знанием материалов, из которых изготавливают предметы, редким использование отдельных прилагательных в речи окружающих, отсутствием внимания к речевым ошибкам со стороны взрослых и т.д. Чтобы новое слово прочно вошло в речь ребенка, его нужно не только много раз услышать и проговорить, но и научиться использовать в разнообразных ситуациях. Ниже приводятся игры и упражнения, которые помогут ребенку научиться правильно образовывать относительные прилагательные. Кроме того, эти игры позволяют прочно ввести в речь новые слова, развивают память, внимание, восприятие, мышление и воображение.
Относительные прилагательные обозначают признак через отношение к предмету.
Какие это могут быть отношения- признаки?
Материал, из которого изготовлен предмет (железный гвоздь – гвоздь из железа, каменный подвал – подвал из камня, бархатное платье – платье из бархата);
место, время, пространство (сегодняшний скандал – скандал, который произошел сегодня; междугородний автобус – автобус между городами; московская область – область Москвы);
назначение (родительский собрание – собрание для родителей, детский магазин – магазин для детей) и др.
Что приготовим?
-Собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты?» (капустный) и т.п.
Варенье для Карлсона.
Карлсон больше всего любит варенье из ягод. Я буду показывать изображения ягод, а вы говорите, какое варенье любит Карлсон. (Земляничное, клубничное, малиновое…).
Капризные куклы.
Перед детьми несколько кукол.
-Все куклы любят кашу. Послушайте и запомните, из какой крупы любят кашу куклы.
Взрослый от лица кукол говорит:
-Я люблю кашу из риса (пшена, гречки…).
Далее дети называют любимую кашу каждой куклы:
-Рисовая (пшенная, гречневая…).
В чём ошибка?
Взрослый целенаправленно допускает ошибки в подборе относительных прилагательных (смородинный сок, мандаринный сок и т.д.), а дети исправляют.
Чего не стало?
Перед детьми выкладываются картинки с изображением различных соков. Правильно подбираются относительные прилагательные. Затем дети закрывают глаза, а взрослый убирает одну картинку. Дети должны догадаться, чего не стало. (Не стало яблочного сока. Нет апельсинового сока и т.д.)
С какого дерева листочек?
-Помоги лисичке назвать, какие листочки она собрала (подойдет любая мягкая игрушка и картинки).
-У лисы дубовый лист, кленовый…
Осенний букет.
-Не просто листья назови, а сосчитать их поспеши.
-Один кленовый лист, два кленовых листа… пять кленовых листьев…
Угадай.
Оборудование: игрушечная одежда из разных тканей (джинсовая юбка, вельветовые брюки, шерстяная шапка, льняная рубашка, кожаная куртка).
-Найди шелковую, меховую, вельветовую, джинсовую, шерстяную, льняную одежду.
Кукольная одежда.
Для игры понадобится одежда из разных тканей. Попросите ребенка рассказать из чего сшита одежда, и какая она, например: «Эта шуба, сшита из меха, она меховая» и.т.п.
Помоги портнихе
Взрослый демонстрирует ребенку лоскутки ткани, просит определить, что это за материал и придумать, что можно сшить из такого материала.
-Это шелковая ткань. Из шелка можно сшить юбку, блузку…
-Я бы сшил шелковую рубашку, льняные шорты, трикотажную футболку…
Из чего сделана посуда?
На картинках нарисованы предметы посуды. Назови материал, из которого они сделаны. Можно рассмотреть ту посуду, которая находится дома на кухне.
Вилка из металла — металлическая.
Стакан из стекла — … (стеклянный).
Нож из металла — … (металлический).
Чашка из фарфора — … (фарфоровая).
Блюдо из глины — … (глиняное).
Ваза из хрусталя — …
Что звучит?
Перед ребенком кружки из разных материалов и разных размеров: стеклянная, пластмассовая, железная, керамическая. Взрослый предлагает аккуратно постучать по ним деревянной палочкой и запомнить, какой получается звук. Затем ребенок отворачивается (либо кружки закрываются ширмой). Взрослый стучит, а ребенок пытается угадать, какая кружка «запела».
Один – много.
Одна пластмассовая кружка – много пластмассовых кружек, одна алюминиевая кастрюля — …, один чугунный горшок — …
Рассматриваем картинки.
Читая ребенку книги, обращайте внимание на то, из чего могут быть сделаны изображенные предметы.
Вспомните сказку «Три поросенка». Какие домики построили братья?
Весёлый мяч.
Взрослый называет материал, из которого сделаны предметы, а ребенок сообщает, какой получится предмет. Игра проводится одновременно с перебрасыванием мяча.
Шкаф из дуба — дубовый шкаф; суп из гороха — гороховый суп; сапоги из резины — …; игрушка из пластмассы — …; одеяло из ваты — …; коробка из картона — …; печь из кирпича — …; папка из бумаги — …; хлеб из ком из снега — …; кольцо из серебра — …; солдатик из олова — ….
В какой магазин пойдём?
-Чтобы купить игрушки, пойдем … в игрушечный магазин.
-Чтобы купить овощи, пойдем… (в овощной).
-Чтобы купить книги, пойдем…
-Чтобы купить товары для спорта, пойдем…
ПОИГРАЙТЕ С ВАШИМ РЕБЁНКОМ!
Логопед:Жаткина О.Г.