Версия для слабовидящих

Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Формирование навыков слогового анализа и синтеза слов.

Среди разнообразных нарушений у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов.

Слоговая структура слов – взаиморасположение и связь слогов в слове.

В этом случае речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова, которые могут проявляться следующим образом:

  1. Нарушение количества слогов:
  1. Нарушение последовательности слогов в слове:
  1. Искажение структуры отдельного слога:
  1. Употребление слогов: «кококосы» – абрикосы;
  2. Персеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение): «били … били…билитекарь» – библиотекарь;
  3. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» – ананасы.
  4. Контаминация (смешение элементов слов): «в холодильнице» – в холодильнике и хлебнице.

Характер таких ошибок обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка.

Перестановка или добавление слогов свидетельствует о недоразвитии слухового восприятия ребенка. А сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу указывают на нарушение артикуляционной сферы.

Нарушения слоговой структуры удерживаются в речи дошкольников с ОНР (общим недоразвитием речи) дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразовую или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произношения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

В этой сложной и очень важной работе ваша помощь, как родителей, будет бесценна. Вот несколько игр для формирования слоговой структуры слов.

Слоговой анализ слов.

 1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритми­ческую структуру (количество слогов).

2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколь­ко слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесе­нием слогов.

3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновре­менным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

4. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным сло­гом, после заданного слога, между заданными слогами.

5. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.

6. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом кот, двухэтажный — лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).

7. Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово — название изображенного пред­мета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.

8. Назвать ласково: Оля — Оленька, Вова — Вовочка и т.д.

Слоговой синтез слов.

  1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА.., КА…

 

  1. Из кубиков «построить» слово.
  1. Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).
  2. Взрослый медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.
  3. «Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку не­правильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.
  4. Образовать слово по аналогии (упражнение на словооб­разование): дом — домик, кот — …

Смешанные упражнения на анализ и синтез слов

1.Поменять слоги местами, составить слово: рады — дыра, сосна — насос.

2.Образовать новое слово из первых слогов двух слов:

чайник + капуста = чайка       малина + машина = мама

3.Взрослый произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а ребенок произносит это слово целиком.

4.Определить, какой   слог   пропущен: ко-…-ва; са-…- лёт.

 Желаем удачи!

Логопед: Жаткина О.Г.

Поделиться ссылкой:

Разработка и поддержка: REG.RU
Яндекс.Метрика