Формирование навыков слогового анализа и синтеза слов.
Среди разнообразных нарушений у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов.
Слоговая структура слов – взаиморасположение и связь слогов в слове.
В этом случае речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова, которые могут проявляться следующим образом:
- Нарушение количества слогов:
- Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
- Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
- Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
- Нарушение последовательности слогов в слове:
- Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
- Перестановка соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
- Искажение структуры отдельного слога:
- Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
- Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
- Употребление слогов: «кококосы» — абрикосы;
- Персеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение): «били … били…билитекарь» — библиотекарь;
- Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы.
- Контаминация (смешение элементов слов): «в холодильнице» — в холодильнике и хлебнице.
Характер таких ошибок обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка.
Перестановка или добавление слогов свидетельствует о недоразвитии слухового восприятия ребенка. А сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу указывают на нарушение артикуляционной сферы.
Нарушения слоговой структуры удерживаются в речи дошкольников с ОНР (общим недоразвитием речи) дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразовую или самостоятельную речь.
Большое значение для правильного произношения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.
О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
В этой сложной и очень важной работе ваша помощь, как родителей, будет бесценна. Вот несколько игр для формирования слоговой структуры слов.
Слоговой анализ слов.
1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.
4. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
5. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
6. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом кот, двухэтажный — лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).
7. Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово — название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.
8. Назвать ласково: Оля — Оленька, Вова — Вовочка и т.д.
Слоговой синтез слов.
- Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА.., КА…
- Из кубиков «построить» слово.
- Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).
- Взрослый медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.
- «Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку неправильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.
- Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом — домик, кот — …
Смешанные упражнения на анализ и синтез слов
1.Поменять слоги местами, составить слово: рады — дыра, сосна — насос.
2.Образовать новое слово из первых слогов двух слов:
чайник + капуста = чайка малина + машина = мама
3.Взрослый произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а ребенок произносит это слово целиком.
4.Определить, какой слог пропущен: ко-…-ва; са-…- лёт.
Желаем удачи!
Логопед: Жаткина О.Г.